В чем главный бич бизнес-среды в России? Это ориентация на крупный капитал. Любой, кто изучал азы экономической науки, знает, что основу рыночной экономики развитых стран составляет, наоборот, малый и средний бизнес (МСБ). Именно он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Неудивительно, что доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП ЕС составляет 67 %, а в отдельных странах достигает и 80 %. Для сравнения: в России доля МСБ в 2021 году составляла около 20 %.
Как зарегистрировать компанию в Бельгии все ответы на портале наших партнеров.
Как другие страны достигают таких результатов? Вот несколько главных факторов:
- Внедрение в ЕС практики применения льготного налогообложения и отмены пошлин.
- Государственная поддержка, в том числе широкие кредитные гарантии, субсидии и компенсации по процентным ставкам.
- Иная нефинансовая помощь, в том числе консультативные услуги, тренинги, курсы молодых предпринимателей.
- Ведение бизнеса в «благоприятной среде» стабильной экономики и валюты.
Виды бизнес-деятельности
Несмотря на разные основы законодательства в разных странах, экономическая теория едина для всех государств. Поэтому как в Европе и США, так и в России важной основой для стратегического планирования предпринимательской деятельности является понимание и видение той формы и вида бизнеса, который планируется учреждать.
Исходя из вышесказанного, первый критерий, по которому стоит классифицировать виды бизнеса, это его размер. Как мы знаем, бывает малый, средний и крупный бизнес.
Два главных критерия, по которым их принято разделять, – это численность персонала и оборот/доход. При этом конкретные значения показателей, определяющие границы видов бизнеса, в разных странах могут отличаться. Чаще всего как раз численность персонала играет решающую роль при отнесении бизнеса к тому или иному виду:
- 1-15 сотрудников – микропредприятие, также относящееся к малому бизнесу;
- 15-100 сотрудников – малый бизнес;
- 100-250 сотрудников – средний бизнес;
- 250 и больше сотрудников – крупный бизнес.
Как мы уже выяснили, ключ к успеху – это малый и средний бизнес. Именно он ежегодно генерирует до 85 % новых рабочих мест в ЕС, а в целом на него приходится около 66 % рабочих мест в Европе.
При этом 70 % всех представителей европейского бизнеса – это микропредприятия с численностью персонала до 9 человек. Что это за предприятия? Как правило, это магазины и небольшие производственные цеха, турфирмы и консультативные кабинеты, фирмы по оказанию услуг и аутсорсинговые компании, арендный бизнес, производство продуктов питания и даже заведения общепита.
Вариантов направленности такого бизнеса великое множество – микропредприятия и малый бизнес могут быть представлены в любом из сегментов предпринимательства.
Формы организации бизнеса за рубежом
Формы организации бизнеса в каждой стране определяются ее внутренним законодательством, соответствуя традициям ведения бизнеса, формировавшимся веками.
В основе каждой формы организации бизнеса лежит собственность (капитал) предпринимателей, и исходя из того, как он будет использоваться, можно выделить три основные формы организации:
- Частное предпринимательство (Sole proprietorship) – форма организации, когда бизнесом единолично управляет предприниматель-физлицо, который неотделим от бизнеса. Они существуют в большинстве стран как простейший вид бизнес-структуры, характеризующийся минимальным количеством налогов (в России – ИП).
- Партнерство (Partnership) – форма организации, где бизнесом владеют два и более человек. Партнерство также часто называют товариществом. В зависимости от страны оно может быть юридическим лицом (например, в РФ) или формой организации физлиц. В большинстве стран партнерства не являются юрлицами, потому участники отвечают личным капиталом.
- Корпорации (Corporation) – юридические лица коммерческой направленности. Это, как правило, общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.
Уровень налогообложения в разных странах мира
Налогообложение бизнеса считается одним из решающих факторов сформированного в стране бизнес-климата. Поэтому разберемся, где самый слабый и самый жесткий уровень налоговой нагрузки в мире. Для такой оценки суммируется налог на прибыль, налог с оборота, налог на имущество организаций и размер страховых взносов.
Так, самыми высокими налогами характеризуется:
-
- Аргентина – 137,3 %, где 90 % – один лишь налог с оборота;
- Боливия – 83,7 %;
- Алжир – 72,7 %;
- Колумбия – 69,7 %;
- Бразилия – 69,2 %;
- Венесуэла – 65 %;
- Италия – 64,8 %;
- Гамбия – 63,3 %;
- Франция – 62,7 %;
- Бельгия – 58,4 %.
В то же время хватает стран с щадящим налоговым бременем:
- ОАЭ – 15,9 %;
- Саудовская Аравия – 15 %;
- Казахстан – 29,2 %;
- ЮАР – 20 %;
- Хорватия – 20 %;
- Новая Зеландия – 22 %;
- Швейцария – 28,8 %;
- Великобритания – 32 %;
Налоговые ставки действительно важны, но не стоит переоценивать их важность в общей структуре бизнес-привлекательности. Необходимо также учитывать налоговые проверки бизнеса и другие проверки со стороны контролирующих органов, квалификацию и стоимость рабочей силы, справедливость конкуренции, уровень коррупции, политические риски, защищенность инвестиций и так далее.