Налоговый аудит

0

Несмот­ря на то, что за­ко­но­да­тель­ство в рам­ках про­вер­ки до­сто­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чет­но­сти ор­га­ни­за­ций не тре­бу­ет обя­за­тель­но­го про­ве­де­ния от­дель­но­го ауди­та на­ло­го­об­ло­же­ния, такой вид ре­ви­зии ста­но­вит­ся все более ак­ту­аль­ным. Свя­за­но это в ос­нов­ном с боль­ши­ми рис­ка­ми до­на­чис­ле­ний в бюд­жет при про­ве­де­нии про­ве­рок на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми. Рас­смот­рим осо­бен­но­сти на­ло­го­во­го ауди­та.

Аудит начислений и не только

Даже для тех ком­па­ний, ко­то­рые обя­за­ны пред­став­лять за­клю­че­ние о до­сто­вер­но­сти своей бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти, та­ко­го рода за­клю­че­ние о на­ло­го­вой от­чет­но­сти не яв­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым. Од­на­ко на­ло­го­вые риски ста­но­вят­ся все более ве­ро­ят­ны­ми и ощу­ти­мы­ми.

По­это­му осу­ществ­ле­ние ауди­та на­ло­го­об­ло­же­ния (как в рам­ках обя­за­тель­ной ауди­тор­ской про­вер­ки, так и от­дель­но) необ­хо­ди­мо пре­жде всего ком­па­ни­ям, ко­то­рые про­во­дят вы­со­ко­ри­с­ко­вые в плане на­ло­го­вых до­на­чис­ле­ний опе­ра­ции. На­при­мер, экс­порт­но-им­порт­ные, льго­ти­ру­е­мые, не име­ю­щие од­но­знач­но­го тол­ко­ва­ния в на­ло­го­вом за­ко­но­да­тель­стве и пр.

Про­вер­ка ауди­то­ра­ми пра­виль­но­сти ис­чис­ле­ния на­ло­го­вых обя­за­тельств необ­хо­ди­ма также тем ор­га­ни­за­ци­ям, ко­то­рые ра­бо­та­ют в усло­ви­ях сов­ме­ще­ния на­ло­го­вых ре­жи­мов.

В рам­ках на­ло­го­во­го ауди­та могут быть вы­яв­ле­ны не толь­ко те факты, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию по­тен­ци­аль­ной недо­им­ки в бюд­жет, но и те, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­ли скры­тые на­ло­го­вые ре­зер­вы в виде пе­ре­плат. Такое может про­изой­ти, когда ком­па­ния, имея право на льго­ту, не вос­поль­зо­ва­лась ею. На­при­мер, не при­ме­ни­ла льго­ту по на­ло­гу на иму­ще­ство с вы­со­ко­эф­фек­тив­ным энер­го­по­треб­ле­ни­ем или льго­ты, предо­став­лен­ные ре­ги­о­наль­ным за­ко­но­да­тель­ством. Налоговый аудит и консультирование.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В ре­зуль­та­те про­вер­ки ауди­то­ры долж­ны сде­лать вывод о том, на­сколь­ко до­сто­вер­ной яв­ля­ет­ся на­ло­го­вая от­чет­ность пред­при­я­тия, какие ошиб­ки вы­яв­ле­ны и какие меры сле­ду­ет при­нять для их устра­не­ния.

Для осу­ществ­ле­ния этой цели могут быть вы­де­ле­ны 3 ос­нов­ных этапа:

  • изу­че­ние со­сто­я­ния на­ло­го­во­го учета про­ве­ря­е­мо­го пред­при­я­тия за год или иной пе­ри­од;
  • оцен­ка со­сто­я­ния на­ло­го­во­го учета;
  • вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций по ми­ни­ми­за­ции на­ло­го­вых рис­ков.

Задачи налогового аудита

Во время осу­ществ­ле­ния на­зван­ных эта­пов про­ве­ря­ю­щи­ми будут вы­пол­нять­ся сле­ду­ю­щие ос­нов­ные за­да­чи:

  • про­вер­ка пол­но­ты базы на­ло­го­об­ло­же­ния по всем упла­чи­ва­е­мым пред­при­я­ти­ем на­ло­гам. При этом могут быть вы­яв­ле­ны объ­ек­ты, не вклю­чен­ные в базу по на­ло­гу на иму­ще­ство, на­при­мер дви­жи­мое иму­ще­ство, по­лу­чен­ное от вза­и­мо­за­ви­си­мых лиц, или опе­ра­ции, не по­пав­шие в базу по на­чис­ле­нию НДС, такие как без­воз­мезд­ная пе­ре­да­ча иму­ще­ства и пр.;
  • про­вер­ка базы на­ло­го­об­ло­же­ния на пред­мет вклю­че­ния в нее необ­ла­га­е­мых опе­ра­ций. На­при­мер, воз­мож­но оши­боч­ное вклю­че­ние пред­при­я­ти­ем в до­хо­ды по на­ло­гу на при­быль иму­ще­ства, по­лу­чен­но­го на по­пол­не­ние чи­стых ак­ти­вов, и т.п.;
  • про­вер­ка обос­но­ван­но­сти при­ме­не­ния по­ни­жен­ных или ну­ле­вых ста­вок на­ло­гов. При вы­пол­не­нии этой за­да­чи ауди­то­ры могут вы­явить непра­во­мер­ность при­ме­не­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми или ме­ди­цин­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми став­ки 0% по на­ло­гу на при­быль или при­ме­не­ние такой став­ки при по­лу­че­нии до­хо­дов вне рамок их ос­нов­ной де­я­тель­но­сти (до­хо­ды от арен­ды, ре­а­ли­за­ции ос­нов­ных средств, на­чис­ле­ния про­цен­тов по зай­мам и пр.). Также при вы­пол­не­нии этой за­да­чи про­ве­ря­ет­ся обос­но­ван­ность при­ме­не­ния став­ки НДС 0% по экс­порт­ным опе­ра­ци­ям и т.д.;
  • обос­но­ван­ность и воз­мож­ность при­ме­не­ния льгот по на­ло­гам. Здесь необ­хо­ди­мо про­ве­сти про­вер­ку с уче­том по­ло­же­ний не толь­ко фе­де­раль­но­го, но и ре­ги­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства;
  • оцен­ка рис­ко­ван­но­сти учет­ной по­ли­ти­ки по на­ло­го­об­ло­же­нию. В рам­ках этой за­да­чи ауди­то­ры про­ве­рят, как часто под­ход ор­га­ни­за­ции к ре­ше­нию той или иной на­ло­го­вой про­бле­мы от­ли­ча­ет­ся от точки зре­ния кон­тро­ле­ров или выс­ших ар­бит­ров. Здесь же будут рас­смот­ре­ны и оце­не­ны при­ме­ня­е­мые ме­то­ды оп­ти­ми­за­ции на­ло­го­об­ло­же­ния;
  • про­вер­ка пра­виль­но­сти со­став­ле­ния на­ло­го­вой от­чет­но­сти с уче­том всех вы­яв­лен­ных фак­тов и предо­став­ле­ние ре­ко­мен­да­ций по ее уточ­не­нию;
  • вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций по ис­поль­зо­ва­нию об­на­ру­жен­ных на­ло­го­вых ре­зер­вов.

Все вы­во­ды, оцен­ки и ре­ко­мен­да­ции будут из­ло­же­ны в ауди­тор­ском за­клю­че­нии.

От­ме­тим, что воз­мо­жен аудит пра­виль­но­сти ис­чис­ле­ния от­дель­но­го на­ло­га, а не всех упла­чи­ва­е­мых пред­при­я­ти­ем на­ло­гов в ком­плек­се.

 

 

Ответить

CommentLuv badge