В последнее время все более активно стало употребляться понятие «Демпинг» (Dumping). Разберемся, что это такое и для чего применяется.
Демпингом цен называют продажу товара по стоимости ниже рыночной. Стоимостным демпингом называют продажу товара по цене, которая ниже его себестоимости.
Основные цели демпинга – это:
- избавление от ненужного товара (возможно, он залежался на прилавках или скоро истекает срок годности);
- вытеснение конкурентов с рынка и снижение их цен;
- завоевание новых рынков и как можно большего количества потребителей;
- переход в другую ценовую категорию и новое позиционирование товара.
В мировой практике демпинг применяется для искусственного снижения рыночных цен на ту или иную группу товаров. Конкуренты для завоевания рынка идут на колоссальное снижение цен, а в конкурентной борьбе более всего выигрывают потребители. Грамотно проведенная демпинговая компания может буквально разорить конкурентов, что освободит рынок и даст старт новому развитию.
Иногда встречаются даже случаи работы с нулевой прибылью. То есть окупается только то, что было затрачено на производство и транспортировку. Это самый верный ход по завоеванию новых рынков, ведь спрос на демпинговые товары начинает стремительно расти.
Очень часто на рынке наблюдается ситуация, когда компании-производители искусственно завышают цены на товары. В основном, покупатели даже не подозревают, какова реальная себестоимость той или иной продукции.
Если Вы открыли свою компанию недавно, то нецелесообразно будет бороться с демпингом конкурентов, так как с крупными и сильными компаниями сложно мериться силой, так как они уже укрепили свои позиции на рынке.
Лучше использовать демпинг для привлечения к Вашей продукции большого количества новых клиентов. Демпинг не потребует инвестиций, как, например, реклама.
Если Ваши конкуренты активно применяют демпинг, то Вы можете:
- объяснить потребителям, что Ваш товар лучше;
- подождать разорения конкурентов;
- попробовать договориться с конкурентами;
- поднять цены и пойти в более высокий ценовой сегмент.
Очень интересное с экономической точки зрения, но довольно редкое явление – взаимный демпинг. То есть станы продают друг другу одинаковые товары по сниженным ценам. Цель этого процесса – разрушить монополию на рынке.
Итак, с одной стороны демпинг – это нечестный способ конкуренции. Такой демпинг называется «разбойничьим» и запрещен Всемирной Торговой Организацией, поскольку разрушает честную конкуренцию и препятствует развитию экономики стран.
Все ведущие страны мира борются с демпингом и облагают демпинговые товары максимальным количеством пошлин.
С другой стороны, демпинг может практиковаться даже целым государством, например, когда срочно надо освоить новый рынок или получить деньги в казну. Часто такой демпинг бывает единоразовым.
Демпинговая политика
С демпингом активно борются правительства всех стран и вводят все более высокие налоги, сборы, таможенные пошлины. Все эти элементы защиты необходимы для того, чтобы отечественные компании могли конкурировать с иностранными компаниями.
Бросовые цены демпинга могут быть очень большой ловушкой. Ведь демпинг могут практиковать компании для коррупционного антинационального захвата рынка. Потребители «подсаживаются» на большое количество дешевого товара, как на наркотик, а потом вынуждены тратить на покупки все больше и больше денег.
Демпинговая политика может быть направлена на разорение конкретной страны, предприятия которой производят огромное количество товаров, а реализовать их становится некуда.
Иногда, впрочем, наблюдается и обратный демпинг, когда товары экспортируются по более высоким ценам по сравнению с их стоимостью на внутреннем рынке. Такое происходит в результате резкого изменения курса валют, скачков цен на нефть и т.д.
Примеры
Среди ярких примеров демпинга можно привести поставки цемента японскими фирмами в Калифорнию и мексиканскими и венесуэльскими во Флориду.
Производство цемента на внутреннем рынке США всегда контролировалось рядом компаний, которые тщательно следили за ценами. В начале 90-х были проведены расследования по поводу деятельности фирм всех 3 стран, и производители из США без труда выиграли все дела.
Очень показателен демпинг на туристическом рынке. Очень часто снижение цен применяется туроператорами, когда они начинают работать с новым направлением.
В этом случае имеет место надежда, что растраты окупятся позже. Демпинг часто практикуется для того, чтобы стимулировать продажу путевок на даты, заведомо непопулярные, к примеру, последнюю неделю августа, когда родители собирают своих чад в школу, или вторую половину января, когда иссыхает новогодний туристический поток.
Понятие демпинга нельзя путать с сезонными скидками, которые носят запланированный характер.
Иногда демпинг носит стихийный характер. Например, туроператоры вынуждены снижать цены из-за цунами в Таиланде.
Иногда по неопытности туроператоры берут на себя непомерные обязательства и не хотят разделить риски с партнерами. В такой ситуации единственным способом загрузить квоты мест становится снижение цен.
В первую очередь, демпинг связан с продажей товаров. Но он бывает разным. Существует, к примеру, валютный демпинг. Суть его состоит в том, что экспортер продает товары по низким ценам, покупает твердую валюту, а когда курс становится выгодным, меняет ее на валюту своей страны.
Очень интересен и демпинг в банковской сфере. Связан он, прежде всего, со сферой ипотечного кредитования, ведь данный вид ипотеки все быстрее развивается и становится все более популярным. Большинство россиян стремятся получить собственное жилье именно посредством ипотеки.
Интересно, что на ипотечный демпинг идут не только новички, но и киты банковской сферы. Специалисты, правда, говорят о том, что снижение процентной ставки не может превысить 3%, то есть такой демпинг никогда не будет банку в убыток.