Кассовым разрывом называют ситуацию, при которой текущие поступления денежных средств не перекрывают прямых и операционных расходов компании. Рассмотрим причины возникновения и способы преодоления этого явления.
В нормальной рыночной ситуации кассовый разрыв всегда является следствием серьёзных управленческих просчётов. Чаще всего причиной разрыва является отсутствие или неверное составления графика платежей.
Когда порядок и приоритетность текущих платежей определяются исключительно в режиме реального времени, например, в ходе ежедневных планёрок, то вероятность ошибок многократно возрастает.
Различное понимание ситуации руководителями отделов, «перетягивание одеяла» на себя, импульсивные решения топ-менеджеров и учредителей создают негативный кумулятивный эффект и приводят к возникновению трудноразрешимых проблем.
Кассовый разрыв на предприятии
Для принципиального недопущения возникновения такой ситуации нужно планировать бюджет как минимум на год вперед с ежемесячной коррекцией приоритетов платежей согласно актуальной коммерческой информации.
В случае внесения оперативных изменений в график платежей, информация до партнёров должна доводиться немедленно, что позволяет сохранить деловую репутацию и благотворно влияет на дальнейшие взаимоотношения.
Когда рыночная ситуация становиться заведомо нестабильной, то нужно заранее иметь под рукой план действий на случай возникновения кризисной ситуации.
Поставщики сырья, товаров и услуг должны быть проранжированы по приоритетности. Отсрочка платежей поставщикам является одним из самых эффективных способов немедленного сокращения кассового разрыва, однако при непродуманном применении может негативно сказаться на дальнейшем развитии предприятия.
Менее выгодны, но столь же эффективны прямые финансовые вливания, которые могут быть произведены из нескольких источников. Наиболее очевидными из них являются кредиты – как новые, так и пролонгированные, а также внесение собственных средств учредителями в уставной капитал. В самом крайнем случае кредиты могут быть оформлены также и на физических лиц, которые затем передают полученные наличные средства в кассу организации на основании договора займа.
В срочном и среднесрочном периоде для ликвидации дефицита оборотных средств может быть пересмотрена сбытовая политика. Возможны различные варианты — направленные как на получение единовременных платежей большого объёма, так и на ускорение периода оборачиваемости склада.
Типичными шагами являются предоставление скидок при предоплате, объявление распродаж, повышение материальной мотивации сотрудников непосредственно занятых в сфере сбыта и т.п.
Если в оборотном капитале предприятия имеется значимая доля дебиторской задолженности, то усилия, приложенные для её сокращения, также могут привести к радикальному улучшению ситуации.
В реальной практике бывают случаи, когда взамен на немедленное погашение задолженности клиентов не только освобождают от санкций, но и предлагают им дополнительный дисконт.
В некоторых сферах деятельности, при низком качестве дебиторской задолженности, её бывает выгоднее продать или передать права на взыскание сторонним организациям.
Для крупных предприятий обычным решением является дополнительная эмиссия акций с последующей продажей заинтересованным лицам или введение в бизнес новых крупных инвесторов с целью увеличения уставного капитала.
Советы
Поскольку образование кассового разрыва в пределе чревато банкротством или потерей части контроля над бизнесом, то оптимальным вариантом для его недопущения является надлежащие планирование расходов.
Сопоставление с фактической ситуацией и, при необходимости, оперативная коррекция этого документа гораздо выгоднее стратегии принятия подобных решений в режиме реального времени. В качестве действенной превентивной меры можно также посоветовать проведение на регулярной основе процедуры стресс-тестирования фирмы, потому что знание возможных уязвимостей предполагает понимание способов для их преодоления.