Существует огромное число диверсификационных стратегий, которые так или иначе применимы ко всем секторам экономической и социальной жизни.
Например, диверсификация может помочь простому вкладчику снизить риски при выборе банковского депозита, разместив средства в нескольких организациях (в случае банкротства одного банка, второй будет продолжать работать и приносить процентный доход). То же самое касается и планирования на макро- и микроэкономическом уровне.
Причины использования
К числу основных причин, по которым компаниям и инвесторам приходится прибегать к диверсификации, относятся:
- Возможность извлечения большей прибыли, чем при простом виде инвестирования.
- Дробление фактора риска, между многочисленными (в зависимости от используемой стратегии) инвестиционными инструментами.
- Стремление выжить во времена плохой конъюнктуры рынка.
- Формирование пула денежных средств, вывести с рынка которые не составляет труда.
Типы
Ключевыми направлениями диверсификационных стратегий при учете принципа взаимодействия стратегических зон являются следующие типовые структуры:
- Неродственная или несвязанная – способ достижения гибкости извне.
- Комбинированный подход.
- Родственная (связанная) система горизонтальной и центрированной диверсификации. Позволяет достичь внутренней гибкости и реализации стратегических соответствий.
Виды диверсификации
Диверсификация подразделяется на несколько различных видов, способствующих повышению эффективности денежных вложений (инвестирование) и уровня конкурентоспособности (производство).
к содержанию ↑В сфере бизнеса
Часто именно диверсификация деятельности предприятия в менеджменте служит отправной точкой устойчивого и долгосрочного роста компании. Правильно построенный диверсификационный алгоритм действий и решений может открыть предпринимателю реальные перспективы стабильности в будущем, повысить уровни реализации выпускаемой продукции и найти новых деловых партнеров. Немаловажную роль играет распределение активов (по принципу диверсификации), которое, снижая уровень риска, нисколько не оказывает негативного влияния на будущую доходность.
Расчет предполагаемой прибыли и убытков — основа успешного планирования бизнеса. Если создается ситуация, что поступающие средства не перекрывают операционные расходы фирмы, то это называется кассовый разрыв. Подробное определение кассового разрыва, а также советы по выходу из ситуации читайте на нашем сайте.
О том, что такое портфельные инвестиции и в чем их преимущества, читайте тут.
Накопление денег — задача для некоторых очень сложная. На самом деле при грамотном планировании бюджета скопить средства вполне реально даже при не самых высоких доходах. Здесь https://businessmonster.ru/buhuchet/raschetyi/kak-pravilno-kopit-dengi.html вы найдете советы о том, где и как откладывать деньги.
Конгломератная
Конгломератная диверсификация продукции предполагает процесс, в результате которого происходит пополнение ассортимента реализуемого продукта/услуги, не имеющего никакого отношения к текущей номенклатуре, а также технологий, используемых для этого.
Диверсификация услуг и продуктов подразумевает повышение количественного ассортимента за счет выпуска новой продукции, ориентированной на новый рынок сбыта.
к содержанию ↑Рисков
С целью эффективного распределение риска в инвестиционный портфель включаются несколько видов активов различных между собой.
Например, управляющий инвестиционным фондом может купить на все средства акции не одной компании, а сразу нескольких, причем из разных отраслей. Также можно эффективно сочетать в едином инвестиционном портфеле долговые бумаги и акции. В зависимости от процентного соотношения будет определяться уровень возможной доходности.
к содержанию ↑Производства
Диверсификация производства — это синхронное развитие различных видов производств либо существенное расширение номенклатуры и ассортимента всей совокупности изделий в рамках одной компании.
Другими словами, происходит переориентация фирмы на новые рынки сбыта, с сохранением позиций на остальных.
Развитие стратегии базируется на необходимости увеличения эффективности производства с единственной целью – предотвращение банкротства и получение большей экономической выгоды. Компания становится многоотраслевой и, как следствие, более защищенной.
к содержанию ↑Диверсификация экономики
Это одновременное эффективное развитие многих секторов производства (услуг), которые совершенно не связаны между собой. Данному процессу во многом способствуют действия законодательной власти и макроэкономический курс государства.
к содержанию ↑Географическая
Деятельность компании может быть диверсифицирована не по отраслевому фактору, а по географической составляющей.
Связано это в первую очередь с решением руководства фирмы расширить свое присутствие и воспользоваться оффшорными преференциями.
к содержанию ↑Пример географической диверсификации
Предприятие | Иностранные активы |
Русал | Queensland Alumina Ltd в Австралии |
Лукойл | Сеть автозаправочных станций в США |
Мечел | Завод COST (Румыния), предприятие Zeljezara Sisak (Хорватия), компания Conares Trading AG (Швейцария) |
Норильский никель | Африканская компания Gold Fields |
Горизонтальная и вертикальная
Диверсификационный подход также подразделяется на вертикальный и горизонтальный.
- Вертикальный подход способствует переходу компании на производство продукции с последующей либо предыдущей ветви технологического процесса. Другими словами, если сначала фирма занималась добычей руды, а теперь начала ее переработку – это вертикальная диверсификация.
- Горизонтальная диверсификация представляет собой освоение и выпуск принципиально нового продукта, но на том же уроне технологического процесса. Например, к добыче руды компания добавила добычу другого полезного ископаемого.
Пример успешной диверсификации
Наиболее ярким примером диверсификации на современном рынке является деятельность компании VirginGroup. Посчитать точное число отраслевых направлений, в которых действует фирма крайне трудно.
Изначально VirginGroup начала работать в области звукозаписи, создав магазин по реализации кассет, музыкальных пластинок и дисков.
Сейчас известны следующие направления деятельности данной компании:
- банковское дело;
- кинопроизводство;
- авиаперевозки.
Также не менее известным примером успешной вертикальной родственной диверсификацией является компания Studentagency (Чехия). Занявшись изначально услугами автобусных перевозок по чешским городам, деятельность фирмы распространилась на Германию, Словакию и Австрию. Сегодня помимо автобусных перевозок, компания занимается организацией экскурсий и бронированием отелей для путешественников.
к содержанию ↑Заключение
Диверсификационный подход, как в области инвестирования, так и в вопросах ведения бизнеса является более устойчивым и стабильным к постоянно изменяющейся экономической ситуации. Грамотно построенная диверсификационная стратегия позволяет получать прибыль даже во времена высокой волатильности и плохой экономической обстановке.
Вы слышали что-нибудь о повторном вложении прибыли, полученной от первичных вкладов? Реинвестиции: понятие, суть, а также доходность от реинвестирования средств.
О том, как получить помощь от государства для развития бизнеса, читайте в этой теме.
Видео на тему